Время скоротечно, и мы вновь приблизились к Рождественскому посту, готовящему нас к грядущему двунадесятому празднику. Перед нами встает вопрос: как провести его с наибольшей пользой? Как не погубить предстоящих святых сорока дней? Хотим предложить вам, дорогие братья и сестры, в преддверии поста слова доброго пастыря — Архимандрита Виктора (Мамонтова), которые возможно помогут вам провести это замечательное время сознательно, плодотворно и спасительно и с радостью войти в дух и настроение праздника Рождества Христова.
Пост – это мост
В дни Великого поста после Литургии я спросил девочку: «Что такое пост?» Все молящиеся, возможно, подумали – что может ответить ребенок, который еще рассуждать не умеет, на такой сложный вопрос? Они были удивлены, услышав ответ: «Пост – это мост». Ответ был точный, и не потому, что ребенок думал об этом; ему было дано свыше. Пост – это действительно мост, духовный мост, соединяющий человека с Богом. И это соединение возникает тогда, когда человек очищает свое сердце покаянием и молитвой. Грех – всегда преграда между человеком и Богом, но когда он исчезает, возникает этот духовный мост. Пост – время, которое нужно максимально посвятить углублению в себя. Из Священного Писания мы знаем, что нет человека, который был бы безгрешен. Но тот, кто в духовной жизни попытается в точности следовать заповедям Господним, встретит свою несостоятельность и неспособность. Здесь большая разница между христианином и неверующим человеком. И христианин тоже имеет свои немощи и совершает грехи и проступки, может быть, так же, как и человек неверующий, но преимущество христианина в том, что он всегда ходит перед Богом и всегда бывает судим Словом Божьим. А для человека неверующего грех – это только поступок. Если это грехи какие-то неявные, невидимые для других людей, для него это обычное дело, даже иногда бывает нормой. Христианин всегда может, должен сознавать свои проступки, свои грехи, приносить о них покаяние, стремиться к лучшему, а человек неверующий этой возможности лишен. Время поста дано для того, чтобы мы могли заглянуть в глубину своего сердца, по-новому взглянуть на Слово Божие, увидеть себя как в зеркале, насколько мы не соответствуем тому, чего Господь от нас хочет, к чему мы призваны, и устремиться к лучшему. Всегда приходится напоминать тем, которые об этом спрашивают, что покаяние – это не копание в грехах, это всегда устремление к лучшему. Если человек постоянно будет сосредотачиваться на своих грехах, это не сделает его лучшим, а может только отравить его жизнь и ввергнуть его в уныние и в бездействие. Это самое худшее, что может быть. Духовная жизнь – это творчество. В искусстве нет предела, достигнув которого, человек может сказать: «Все! Мне стремиться больше ни к чему не надо». Если он так скажет, то это его конец. Это относится и к христианину. Мы всю жизнь должны идти ко Христу, Который дал нам образ для подражания. Пост дан нам для того, чтобы мы, увидев свое несовершенство, свое духовное безобразие, при этом увидели, насколько прекрасен Господь, и насколько мы должны, устремляясь к Нему, тоже просвещаться, освящаться и делаться более совершенными. В 41-м псалме есть прекрасный стих, где пророк уподобляет человеческую душу оленю. Древние толкователи считали, что олени, когда пасутся, вместе с травой поглощают множество мелких змей, яд которых начинает вызывать у них сильную жажду и они бегут к воде, чтобы утолить ее. Это прекрасный духовный образ, который можно приложить к духовной жизни. Ядовитые змеи – это те пороки, грехи, несовершенства наши, которые потом начинают терзать наш дух, и нам непременно нужно утолить жажду из источника живой воды. Поэтому мы должны к нему стремится, как к живительной струе, которая только одна может избавить нас от этой греховной отравы.

Архимандрит Виктор (Мамонтов)
(10.09.1938–08.11.2016)
Архимандрит Виктор (Мамонтов) – настоятель Свято-Ефросиньевского храма в Карсаве.
Будущий архимандрит родился 10 сентября 1938 года в селе Новый Ямполь, Зейского района, Амурской области. Отец – Авраам Никитич Мамонтов (1899) работал директором школы в Приморье. Был репрессирован и умер в лагере в 1943 году. Мать – Вера Дмитриевна (1902–1993). Родители венчались в Благовещенске. В браке родилось 9 детей.
С 1955 по 1960 год Виктор Мамонтов учился в Южно-Сахалинском педагогическом институте, специализируясь по «русскому языку и литературе». По окончании института работал учителем, а позже директором в деревенской школе. С 1962 по 1965 год учился в аспирантуре при Московском государственном педагогическом институте. В 1965 году защитил диссертацию «Драматургия А.Н.Арбузова» и получил степень кандидата филологических наук. Несколько лет преподавал студентам русскую литературу, получил звание доцента. Его карьера, по меркам того времени, развивалась весьма успешно. Но желание посвятить себя служению Богу оказалось сильнее, хотя окружающая обстановка тех лет отнюдь не благоприятствовала выбору, сделанному Виктором Мамонтовым.
В 1971 году Виктор Мамонтов принял крещение. Его крёстной матерью стала Анастасия Ивановна Цветаева. По воспоминаниям архимандрита Виктора, «в первые годы христианской жизни я встретился со многими людьми, которые оказали на меня большое духовное влияние. Это старцы архимандрит Косма, архимандрит Таврион, архимандрит Серафим, это протоиерей Николай Гурьянов, архимандрит Зинов, игуменья Варвара. У них было духовное сияние…»
Иноческий путь Виктор Мамонтов начал в Свято-Успенской Почаевской лавре по благословению своего духовника архимандрита Серафима (Тяпочкина). Промысел Божий привел Виктора Мамонтова на латвийскую землю, где началось его служение. 13 февраля 1980 года митрополит Леонид в домовой церкви преподобного Серафима Саровского Рижского женского монастыря постриг его в монашество. Осенью того же года В.Мамонтов был рукоположен во диаконы, а затем в пресвитеры. Служил в храме святого благоверного великого князя Алесандра Невского в Риге, затем короткое время в Тукумсе, а с 1982 года – в Свято-Евфросиньевском храме и еще 3 приходах: Голышевском, Пудинавском и Квитенском. При митрополите Леониде (Полякове) был духовником Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря. Заочно учился в Московской духовной семинарии.
Архимандрит Виктор автор нескольких книг и многочисленных статей по истории Русской православной церкви. Одна из последних книг архимандрита Виктора «Таинство жизни».