Skip to content
Христианское волонтерское движение «Дети Африки»Христианское волонтерское движение «Дети Африки»
Христианское волонтерское движение «Дети Африки»
Сайт Христианского волонтерского движения Дети Африки
  • Главная
  • О нас
  • Миссия в Африке
    • Письма
    • Наше видео
    • Наши фото
      • Приют Св. Варнавы, деревня Джамбини
      • Служение для семей с детьми инвалидами
      • Кенийская Православная Церковь
      • Природа Кении
    • Разное
  • Не хлебом единым…
    • Начало: Великий канон
    • Демонская твердыня. О гордости
    • О вере и неверии
    • Пост — это мост
    • Иисус Христос и богатый юноша
    • Опыт встречи человека с Богом
    • От Пасхи к Голгофе
    • Возрастайте в познании Господа нашего Иисуса Христа
  • Ты можешь помочь
    • Если вы хотите помочь миссии — свяжитесь с нашими представителями
    • Пожертвование с баланса мобильного телефона. Система iPay
    • Сбор пожертвований кенийским детям
  • Контакты
  • Главная
  • О нас
  • Миссия в Африке
    • Письма
    • Наше видео
    • Наши фото
      • Приют Св. Варнавы, деревня Джамбини
      • Служение для семей с детьми инвалидами
      • Кенийская Православная Церковь
      • Природа Кении
    • Разное
  • Не хлебом единым…
    • Начало: Великий канон
    • Демонская твердыня. О гордости
    • О вере и неверии
    • Пост — это мост
    • Иисус Христос и богатый юноша
    • Опыт встречи человека с Богом
    • От Пасхи к Голгофе
    • Возрастайте в познании Господа нашего Иисуса Христа
  • Ты можешь помочь
    • Если вы хотите помочь миссии — свяжитесь с нашими представителями
    • Пожертвование с баланса мобильного телефона. Система iPay
    • Сбор пожертвований кенийским детям
  • Контакты

О вере и неверии

Верующий, неверующий – какие это, в сущности, отвлеченные слова! Как будто верующий всегда, все время верит. Как будто неверующий все время живет своим неверием. Вот в Евангелии отец больного ребенка бросается к Христу со словами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк.9:24), – и в этих словах больше правды о человеке, глубокой, подлинной правды, чем во всех отвлеченных спорах о вере и неверии. Вот в саду у первосвященника трижды отрекается от Христа апостол Петр. И Христос взглянул на него, и Петр вспомнил, как обещал он Христу умереть за Него, и сказано про него, что он вышел вон и «плакал горько» (Мф.26:75). И наконец, сам Христос в предсмертной муке обращает к Богу эти страшные слова: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?» (Мф.27:46). И что по сравнению с этими примерами могут значить все ученые доказательства? Верующий как нечто само собою разумеющееся доказывает свою веру. Неверующий так же снисходительно, как само собою разумеющееся доказывает правду своего неверия. Но верующий, если только он правдив сам с собою, знает, что он слишком часто живет так, как если бы не было никакого Бога, так часто в суматохе и шуме жизни как бы где-то теряет, растрачивает свою веру. А в ином неверующем больше печали по Боге, больше тоски по Свету и Истине, чем в ином самодовольном фарисее-верующем. Поэтому и так пусты, так беспредметны на последней глубине все споры о вере и неверии. Ибо никогда еще и ни в ком не родилась вера от доказательств и аргументов, не родилась даже от чудес. Евангелие полно рассказов о чудесах Христа, но как же вышло так, что в последнем счете все оставили, все бросили и все предали Его? А вот когда не было никакого чуда, когда, всеми брошенный, Он умер на кресте, воскликнул сотник, распинавший Его: «Воистину Человек сей Божий Сын» (Мф.27:54). Вспоминается другой библейский рассказ, о пророке Илии, которому сказано было, что он увидит Бога. И сначала была буря, но не в буре Бог, а потом был огонь, и не в огне Бог, и наконец был – как чудесно сказано в Библии – «глас хлада тонка» (3Цар.19:12) – ив нем был Бог. Был, иными словами, тихий голос – дуновение, прикосновение чего-то и кого-то к душе человеческой. Была таинственная встреча. И вот о такой-то вере и говорит все христианство. В ней его суть; оно не о громе, не о буре, не об огне. И доходит оно по-настоящему только до того, кто может – как опять-таки сказано в Евангелии – вместить, то есть принять, таинственные слова: «Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8). Кто способен услышать неслыханную весть о Царе Небесном в рабском виде, невозможное благовестие о смиренном Боге? Эти мысли приходят в голову, когда читаешь и слушаешь споры о религии. С обеих сторон несется хвастовство о своих победах и торжествах, сила против силы, пропаганда против пропаганды, ненависть против ненависти, и в конечном итоге, так часто, зло против зла. Но все христианство утверждает, что злом не разрушить зла, ненавистью не победить ненависти – все это мир сей, про который давно сказано, что он «во зле лежит» (1Ин.5:19). И не пора ли нам, называющим себя верующими, вспомнить этот сердцевинный парадокс христианства – что побеждает в нем только крест, его непобедимая, непостижимая сила, его единственная красота, его дух захватывающая глубина. Не пришел Христос спасти нас ни силой, ни внешней победой, но заповедал нам, чтоб мы знали, какого мы духа, чтоб была в нас сила крестная. И вот поразительно, что и сейчас, там, где идет борьба с религией, там побеждают те, кто силе противопоставляют только правду, ненависти – только любовь и жертву, шуму и грохоту пропаганды – вот тот самый «глас хлада тонка», тишину и свет подлинной веры. И вот над шумом слышен только их голос, во тьме светит только их свет, действительного этого света тьме не объять. Когда-то Владимир Соловьев написал книгу с парадоксальным заглавием «Оправдание добра»; в ней он так ясно показал, что слабость христиан почти всегда в том, что они сами не верят в свое добро и, когда приходит час борьбы со злом, противопоставляют ему такое же зло, такую же ненависть и тот же страх. Так вот, пора, пора оправдать добро, и это значит – снова поверить в его силу, в его внутреннюю Божественную непобедимость. Пора миру, лежащему во зле, противопоставить не чудо, не авторитет и не хлеб, как в легенде о великом инквизиторе Достоевского, а тот ликующий облик добра, любви, надежды и веры, от отсутствия которых задыхается человечество. И только тогда, когда мы в самих себе оправдаем добро и поверим в него, начнем мы снова побеждать. В эти послепасхальные дни все еще поется в Церкви: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Смертию – смерть, ибо до воскресения Он самое страшное из всех зол – смерть, разрушение – наполняет добром, любовью, жертвой, самоотдачей. Саму смерть наполняет Жизнью, и когда разрушает Он смерть, тогда, только тогда, наступает светоносное утро воскресения. Тогда, и только тогда, тем, кто отдают ему всю земную любовь и идут, ни на что не надеясь, ко гробу, чтобы помазать Его тело, Он говорит это единственное из всех слов: «Радуйтесь!» (Мф.28:9), – и тогда начинается христианство…

Об этом думаешь, об этом тоскуешь в наши дни разгула ненависти, страха и подлости.

Протопресвитер Александр Шмеман.

Александр Дмитриевич Шмеман

Священнослужитель Православной церкви в Америке, протопресвитер; богослов, автор ряда книг.

(13 сентября 1921, Таллин, Эстония — 13 декабря 1983, Нью-Йорк, США) — священнослужитель Православной церкви в Америке, протопресвитер; богослов, автор ряда книг.

С 20 ноября 1946 — священник, рукоположен архиепископом Владимиром (Тихоницким). Доктор богословия, почётный доктор церковных наук Греческого богословского института Святого Креста в Бостоне, Генеральной богословской семинарии в Нью-Йорке и колледжа Лафайет в Истоне.

Находился в юрисдикции Северо-Американской митрополии, сыграл значительную роль в признании её автокефалии Русской православной церковью, что привело к преобразованию митрополии в 1970 в Православную церковь в Америке. С 1970 — протопресвитер.

Преподавал историю восточного христианства в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах, в Соединённой духовной семинарии и Генеральной богословской семинарии в Нью-Йорке.

В течение трёх десятилетий вёл религиозную программу на радио «Свобода».

Основные труды о. Александра Шмемана посвящены литургическому богословию (особое внимание он уделял таинству Евхаристии); книга «Исторический путь православия» носит церковно-исторический характер. Книги о. Александра переводились на различные языки — английский, французский, голландский, они получили весьма широкое распространение в России в 1990-е годы и в последующий период.

В 2002 на английском (перевод отрывка с русского), а в 2005 на русском языке были опубликованы дневники протопресвитера Александра Шмемана, которые содержали точку зрения автора на многие процессы, происходившие в православии в XX веке.

Похожие новости

Протоиерей Владимир Ринкевич: «Самое трудное – быть священником не по названию, а по сути»
12.03.2020
Крест нам говорит о том, что мы Богом так любимы
Крест нам говорит о том, что мы Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили
03.04.2019
Апокалипсис мелкого греха
О милосердии над миром
26.03.2019
Тихон Задонский, святитель
Краткое наставление о том, как подобает соблюдать христианскую должность
22.02.2019
Антоний Сурожский (Блум), митрополит
Почему мы не можем встретиться с Богом?
15.02.2019
Рассказ «У Луки»
Рассказ «У Луки»
12.02.2019
Пожертвование через PayPal
Для перевода средств через электронную платежную систему PayPal перейдите по ссылке 

ООО "ФестВеко" разработка и продвижение сайтов